Согласно п. 31 п.п. «а» Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее – Правила), исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 15 Приложения №1 Правил допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Согласно п. 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Согласно п. 100 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период за каждый градус отклонения температуры.

Таким образом, законодатель устанавливает, что юридически значимым обстоятельством для проведения перерасчёта будет являться не температура радиатора, а температура в жилом помещений.

С целью фиксации факта предоставления услуги ненадлежащего качества рекомендуем следующий алгоритм действий:

1 шаг.  Уведомить о проблеме (в письменной форме или устно) аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Сообщение подлежит обязательной регистрации. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации. В случае, если сотрудник управляющей организации отказывается регистрировать сообщение, следует обращаться в городскую аварийно-диспетчерскую службу по телефону: 05 либо 737-911.

2 шаг. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы управляющей организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги «отопление», он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки.

В случае непроведения проверки в срок либо невозможности уведомить о факте ненадлежащего отопления в связи с плохой организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель сам вправе составить акт проверки в отсутствие управляющей либо ресурсоснабжающей организации. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома. Примерная форма акта прилагается к настоящему письму.

3 шаг. По окончании проверки составляется акт. В нём указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения, использованные в ходе проверки инструменты выявления нарушений (например, термометр), выводы о дате и времени начала нарушения качества теплоснабжения. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами, 1 экземпляр акта передается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются другим лицам, участвующим в проверке (например, представителю Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области).

При уклонении кого-либо из участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами (собственниками других жилых помещений).

4 шаг. После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги «отопление» управляющая организация обязана удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объёме.

Для этого составляется и подписывается акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушений, который подписывается исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю.