Муниципальный жилищный контроль может проводиться в отношении управляющих организаций (УК), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД) на основании лицензии на ее осуществление. Запрет на проведение государственного жилищного надзора в отношении лицензированных УК не касается "муниципальных" проверок.

     Указанную правовую позицию в очередной раз подтвердил Верховный Суд Российской Федерации в деле об оспаривании предписания, которое было выдано управляющей компании после проверки, организованной отделом муниципального жилищного надзора (определение ВС РФ от 29 сентября 2017 г. N 303-КГ17-13604).

    Управляющая компания, не оспаривая факт нарушения Правил содержания общего имущества в МКД и Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, пыталась обосновать незаконность выданного предписания: согласно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии. В отношении таких УК проводится лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).

    И краевой суд с этим согласился.

     Однако в следующей инстанции решение суда не устояло. И апелляция, и кассация были единодушны в том, что:

  • государственный жилнадзор и муниципальный жилнадзор являются самостоятельными видами деятельности уполномоченных органов;
  • установленный законодателем запрет на жилищный надзор в отношении УК, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, не распространяется на муниципальный жилищный контроль;
  • часть квартир в спорном МКД относится к муниципальному жилищному фонду;
  • следовательно, муниципалитет вправе осуществлять муниципальный жилнадзор в отношении общего имущества МКД и выдавать предписание об устранении обнаруженных нарушений.

     ВС РФ полностью согласился с указанной позицией и отказал в пересмотре дела Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ