Надзорные органы вправе выдавать управляющей организации (УК) предписания по поводу многоквартирного дома, с которым УК уже не состоит в договорных отношениях, – вплоть до того момента, когда у дома появится новая УК (или ТСЖ, кооператив либо собственники квартир захотят непосредственно управлять своим домом). Эту правовую позицию в очередной раз подтвердил Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев материалы дела по жалобе УК (определение ВС РФ от 29 сентября 2017 г. № 303-КГ17-13479).

     Управляющая организация указывала, что в свое время расторгла договор управления с многоквартирным домом. Спустя несколько месяцев в этом доме провели "пожарную" проверку и выявили нарушения правил пожарной безопасности. Предписание по итогам проверки вынесено в адрес УК, хотя и на момент проверки, и на момент вынесения предписания договорных отношений между УК и многоквартирным домом уже не было.

Следовательно, по мнению управляющей организации, предписание незаконно возлагает на нее обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности.

     Данный довод, однако, не встретил поддержки ни в одной судебной инстанции. Суды указали, что в случае расторжения договора об управлении многоквартирным домом соответствующие обязанности сохраняются за "бывшей" УК до наступления обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, а именно:

  • до возникновения обязательств по управлению таким домом у иной УК, ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребкооператива;
  • до возникновения обязательств по управлению таким домом по договору, заключенному собственниками квартир, если они осуществляют непосредственное управление своим МКД;
  • до госрегистрации ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребкооператива, который создан для управления домом.

     Как разъяснено судами, названная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирными домами и закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию дома и оказанию коммунальных услуг.

     Поскольку ни одно из упомянутых событий не наступило, то обязанности "бывшей" управляющей организации фактически не прекратились и после расторжения договора управления.

     ВС РФ полностью согласился с правовой позицией и отказал в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.