Вы заметили, что газовый счетчик в вашем доме (квартире) неисправен. Например, не «крутит», когда включается газовая плита или колонка. Об этом необходимо сообщить в вашу газоснабжающую организацию. Таково требование действующего законодательства. Однако прежде чем вызвать газовиков, следует прояснить некоторые детали. Иначе существует риск понести серьезные финансовые расходы.

     Газовый счетчик вышел из строя. Как рассчитывается плата за газ?

     Вопрос оплаты потребления газа при замене вышедшего из строя счетчика описывается в п.28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008г. №549:

     «В случае повреждения целостности любой из пломб … или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.

     В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев».

     Как видно, Правила рассматривают два варианта расчета оплаты за газ, после того как обнаружилась неисправность счетчика (нарушение целостности пломбы):

  • первый подразумевает, что абонент сам обнаружил неисправность и сообщил об этом газовикам;
  • второй – что о неисправности газовики узнали сами во время регулярной или внеплановой проверки.

     В первом случае в период между сообщением о неисправности счетчика и моментом его замены (т.е. опломбирования) расчет платы за газ проводится, исходя из действующих в регионе нормативов потребления газа.

     Во втором случае потребитель также переводится на оплату по нормативу до момента установки пломбы на новом счетчике, но плюс к этому газовики пересчитывают абоненту по нормативу плату за предыдущие шесть месяцев. При этом надо понимать, что нормативы потребления газа на отопления сильно завышены. Потребителю в таком случае выставляется сумма, в разы превосходящая его регулярные платежи по счетчику.

     Конечно же, такая ситуация выглядит не вполне справедливой для потребителя. Не обладая необходимыми навыками (а часто даже и не будучи официально уведомленным), он назначается действующим законодательством ответственным за исправное состояние своего прибора учета газа.

     Газоснабжающая же организация, у которой есть специалисты и необходимые технологии для контроля правильной работы счетчика, никаких рисков не несет. Более того, определенно извлекает выгоду (назначая завышенную плату за газ), обнаружив в ходе проверки неисправность счетчика.

     Впрочем, таковы требования действующего законодательства. Справедливые или нет – отдельный вопрос, но выполнять их надо. То есть необходимо следить за счетчиком.

     Однако даже если вы заметили неисправное состояние прибора учета и сами вызвали газовщиков для исправления ситуации, есть риск того, что вам выставят к оплате счет за газ по нормативу за последние полгода.

     Сообщили о неисправном счетчике газа, а газовики все равно выставили счет за шесть месяце по нормативу

     Рассмотрим типичный пример, имевший место пару лет назад в Оренбургской области. Обстоятельства дела стали известны из материалов последующего судебного разбирательства.

     Жительница Оренбургской области обнаружила неисправность установленного на улице счетчика газа (прибор учета издавал громкие щелчки). Сообщила об этом по аварийному телефону газовых служб – номер «04». Через некоторое время еще раз перезвонила на тот же номер. В итоге приехал контролер, который составил акт о неисправности счетчика газа, в котором и расписался находившийся в это время в доме совершеннолетний сын женщины.

     Однако через некоторое время жительница получила от местной газоснабжающей организации счет на оплату потребления газа по нормативу за предыдущие шесть месяцев. Требование мотивировалось абзацем вторым п.28 Правил. Тем самым, где речь идет о случае обнаружения неисправности счетчика самими газовиками в ходе проверки.

     Жительница Оренбургской области не согласилась со столь вопиющим нарушением ее прав и подала иск в суд. Дело было ею выиграно и в первой, и во второй инстанциях, куда газовики обратились с апелляцией.

     Позиция газоснабжающей организации, как выяснилось в ходе рассмотрения дела, свелась к тому, что жительница не тем звонила – номер «04» поставщику газа ОАО «Газпром межрегионгаз Оренбург» не принадлежит. Соответственно, информацией об этом звонке и его содержании компания не располагает. А счетчик газовики проверили в рамках регулярной инспекции, о чем есть запись во внутренних документах компании. То, что инспектор пришел в дом и проверил газовое оборудование вскоре после звонка на номер «04», по версии газовиков, всего лишь совпадение.

      Эти доводы суд признал не убедительным.

     Получив от оператора связи расшифровку звонков с телефона Кузнецовой А. А., суд установил, что женщина действительно звонила на номер «04» в указанные дни. Было так же установлено, что этот номер действительно обслуживается другой организацией — ОАО «Газпромгазораспределение Оренбург», которая занимается обслуживание газового оборудования, но газ населению не поставляет. Выяснилось, что сотрудник этой организации, принявший от Кузнецовой звонок на «04», не сообщил ей о необходимости обращаться непосредственно к поставщику газа.

     Таким образом, суд установил, что жительница свои обязанности по оповещении о неисправности счетчика газа выполнила. И не ее вина, что газовики между собой не могут наладить обмен информацией.

     Отталкиваясь от этого вывода, суд определил, что в рассмотренном случае необходимо применять первый абзац п.28 Правил, т.е. тот вариант, когда абонент сам оповестил газовиков о неисправности и, соответственно, должен оплачивать газ по нормативу в период со дня обнаружения неисправности до дня замены счетчика (установки на него пломбы).

     К моменту вынесения решения Кузнецова успела оплатить выставленную ей сумму (чтобы потом не платить еще и пеней по ней). Эти деньги были зачтены по решению суда в счету будущей оплаты за газ.

 

     Неисправный счетчик газа: как правильно поступить, чтобы затем не насчитали плату по нормативу?

     Как показывает анализ судебной практики, далеко не всегда дела о несправных счетчиках газа завершаются в пользу потребителя. Во многих случаях им не удается доказать факт обращения. И понятно, как это происходит.

     Предположим, хозяина дома что-то насторожило в работе счетчика. Он позвонил газовщикам одни раз, другой… Никто не приехал. Утечки вроде нет. Лишнего расхода прибор не учитывает. Скорее наоборот. Ну и ладно, пусть будет так…

     А затем приходит инспектор, включает комфорку на газовой плите, обнаруживает, что счетчик не реагирует. После чего составляется акт о неисправности прибора учета и приходит квитанция с перерасчетом за последние шесть месяцев по нормативам.

     Люди ругаются, но многие оплачивают. Ведь судиться готов не каждый, да и исход дела непредсказуем. Факт обращения с информацией о неисправности счетчика доказать удается не всегда. А газовики могут, в свою очередь, представить в суд внутренние документы, подтверждающие, что проверка носила плановый характер.

     Легко можно попасть в весьма неприятную ситуацию, как в показательном примере жителей частного дома в селе Красный Яр Чердаклинского района Ульяновской области.

     5 июля 2011г. домовладение было оборудовано прибором учета газоснабжения. Согласно паспорту межповерочный интервал счетчика газа составляет 10 лет (первая поверка была произведена 11 марта 2011г.). Соответственно, следующая поверка должна была состояться только 11 марта 2021г.

     Однако 11 августа 2017г. представителями ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» была инициирована проверка счетчика. Результаты проверки отражены в акте проверки: «Счетчик неисправен. Произвести начисление объема потребляемого газа по нормативам. Произвести замену или поверку газового счетчика».

     На следующий день 12 августа 2017г. истица дала заявку на отключение счетчика, но ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» отключило счетчик только 19 августа 2017г.

     21 августа 2017г. истица купила новый счетчик и сразу же дала в ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» заявку на его установку. Новый счетчик был установлен 23 августа 2017г.

     Казалось бы, все, что зависит от истицы, она сделала и достаточно быстро. Однако 6 сентября 2017г. ей поступил звонок из ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», было сообщено, что у нее образовался долг за нормативное начисление по абз.2 п.28 Правил.

     Истица обращала внимание, что пломбы не были повреждены, а последняя проверка была проведена в марте 2016г., в ходе которой счетчик был признан исправным без замечаний. Согласно п.55 Правил поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие. Однако с марта 2016г. вплоть до 11 августа 2017г. поставщик проверок не проводил, а теперь за свое бездействие возлагает вину на истицу, с чем она не согласна, так как она, как потребитель, не обладающий специальными познаниями, могла догадаться о неисправности прибора учета лишь в одном случае – в случае неотображения счетчиком результатов измерений.

     В связи с указанным истица просила суд признать незаконными действия газовщиков по выставлению ей к оплате суммы задолженности за газоснабжение по нормативу потребления газа за последние 6 месяцев (с применением абз.2 п.28 Правил); обязать газовщиков исключить из платежного документа сумму задолженности за газоснабжение.

     Однако в удовлетворении исковых требований суд отказал

     Какое резюме?

     Как уже говорились выше, действующее законодательство отдает явное предпочтение газовикам, баланс прав и обязанностей очевидно смещен в их сторону, а не в сторону потребителя. И с этим сложно что-то сделать.

     Тем менее, попробуем дать несколько практических советов, которые помогут избежать лишних денежных трат:

  • при обнаружении неисправности прибора учета газа сообщайте об этом вашему поставщику газа. Те есть, той организации, реквизиты которой указаны на вашей платежке
  • общаясь с представителем вашего поставщика газа, постарайтесь выяснить – зарегистрировано ли ваше обращение и каким образом это сделано?
  • наиболее надежный способ оградить себя от возможных будущих претензий на перерасчет по нормативу – подать заявление о неисправности счетчика в письменном виде в двух экземплярах, один из которых, с соответствующей отметкой, оставить себе
  • когда к вам для проверки счетчика придет сотрудник газовой службы, постарайтесь выяснить – он пришел по вашему обращению или как? Если ответа четкого вы не получите, свяжитесь с газоснабжающей организацией.

     Заранее настраиваться на неизбежные неприятности не стоит. Вполне может статься, что в вашем случае замена счетчика пройдет без лишних проблем и денежных трат.

     Но задуматься о том, как заранее оградить себя от негативных последствий и предпринять несложные действия, конечно же нужно.