Дом сдан застройщиком управляющей компании год назад. Опломбировка счетчиков электроэнергии произошла месяц назад. Управляющая компания требует оплатить электроэнергию (за период с момента вселения до опломбирования) на основании поданных первичных показаний счетчиков собственниками квартир на бумаге от руки.

     Законно ли это? В какой срок управляющая компания обязана осуществить опломбировку счетчиков электроэнергии? С какого периода наступает обязанность оплачивать электроэнергию?

 

     Ответ:

     Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в частности, у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пп. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Обратим внимание, что в силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

     В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила № 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

     Как следует из пп. "г" п. 34 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п. 80 Правил № 354).

     Под вводом прибора учета в эксплуатацию понимается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого производится расчет размера платы за коммунальные услуги. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем по заявке собственника помещения (п. 81 Правил № 354).

     Согласно п. 81.4 Правил № 354 в ходе ввода прибора в эксплуатацию проверке подлежат:

     а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в паспорте;

     б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

     в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

     г) работоспособность прибора учета.

     По завершении проверки прибора учета исполнителем оформляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию, содержание которого должно соответствовать положениям п. 81.6 Правил № 354. Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81.7 Правил № 354). Ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 81.9 Правил № 354). Основания для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию предусмотрены в п. 81.5 Правил № 354

     Как прямо следует из п. 81.8 Правил № 354, перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию представитель исполнителя устанавливает на приборе учета контрольные пломбы. Таким образом, опломбирование прибора учета является составной частью процедуры ввода его в эксплуатацию.

     Дальнейшая надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена введенных в эксплуатацию приборов учета должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81, 81.10 Правил № 354).

     Следует подчеркнуть, что согласно п. 81 Правил № 354 установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Если же установленный прибор учета не будет введен в эксплуатацию в указанный срок, то плата за коммунальную услугу должна рассчитываться в соответствии с абз. 2-3 п. 42 Правил № 354 исходя из установленного норматива потребления коммунальных услуг.

     Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации прибор учета не был введен в эксплуатацию, о чем может свидетельствовать, например, отсутствие контрольных пломб на самом приборе учета, то плата за коммунальную услугу в этом случае рассчитывается исходя из установленного норматива коммунальной услуги. В этой связи рекомендуем обратить внимание на судебную практику: например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-9751-13, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу № 11-11495/15, решение Артемовского городского суда Свердловской области от 19 июля 2016 г. по делу № 2-1267/2016.