Конституционный Суд Российской Федерации пришел к указанному выводу, рассмотрев жалобу гражданки Ж. и выявив правовую неопределенность. Дело в том, что в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – закон о статусе военнослужащих) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту более 20 лет и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеют право на компенсационные выплаты по оплате общей площади занимаемых ими жилых помещений, а собственники жилья и члены ЖСК – по оплате содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах. Заявительница же в своей жалобе попыталась оспорить указанную норму, поскольку она не распространяется на взносы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как было установлено КС РФ, гражданка Ж., являлась вдовой гражданина, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания и находившегося на ней более 20 лет. С апреля 2008 года она получала компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг. Однако с сентября 2015 года заявительнице также пришлось начать уплачивать взносы на капремонт общего имущества в многоквартирном доме. Причем в просьбе предоставить ей компенсационные выплаты в связи с расходами на упомянутые взносы областной центр социальной поддержки населения ей отказал. Последний аргументировал это тем, что такие расходы не относятся к расходам на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных домах. Позицию центра социальной поддержки поддержал сначала районный суд, а затем и судебная коллегия областного суда по гражданским делам, причем в передаче кассационной жалобы заявительницы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отказано. После этого гражданка Ж. обратилась в КС РФ.
Суд заключил, что ни в п. 4 ст. 24 закона о статусе военнослужащих , ни в подп. "а" п. 4 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг не указано, расходы по оплате каких именно видов ремонта объектов общего пользования подлежат учету при исчислении размера компенсационных выплат. Согласно информации, полученной КС РФ от Минтруда России, в 83,9% регионов расходы по уплате взносов на капремонт общего имущества многоквартирных домов учитываются органами соцзащиты населения в составе расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования при исчислении размера компенсационных выплат категории граждан, к которой относится заявительница. Вместе с тем в 16,1% субъектов Федерации (в том числе в области проживания гражданки Ж.) расходы по уплате взносов на капремонт, понесенные членами семей погибших после увольнения со службы военнослужащих, не компенсируются. Также Суд отметил и существование противоречивой судебной практики по указанному вопросу.
В связи с этим КС РФ указал федеральному законодателю незамедлительно устранить неопределенность п. 4 ст. 24 закона о статусе военнослужащих. А при исчислении размера компенсационных выплат расходы членов семей погибших после увольнения со службы военнослужащих по уплате взносов на капремонт общего имущества многоквартирных домов будут учитываться органами соцзащиты населения в составе расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования. Как отмечается в постановлении КС РФ, решения, принятые по делу гражданки Ж. на основании п. 4 ст. 24 закона о статусе военнослужащих, будут пересмотрены в установленном порядке (Постановление КС РФ от 25 февраля 2019 г. № 12-П).