УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов А.М. Дело № 33-2962/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 6 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ефимовой Татьяны Николаевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2019 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ефимовой Татьяны Николаевны к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о признании незаконным отказа от 15 февраля 2019 года в назначении с 1 января 2019 года социальной выплаты и о возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения на основании документов, поданных 8 февраля 2019 года отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Ефимовой Т.Н., ее представителя Медведева М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Сапожниковой Н.В., Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске Военковой Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ефимова Т.Н. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения (далее – ОГКУСЗН) Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить с 1 января 2019 года субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование иска указала, что является собственником квартиры ***. В январе 2019 года через многофункциональный центр она обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении ей субсидий и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако документы у нее не приняли. 8 февраля 2019 года она повторно обратилась к ответчику с тем же вопросом, заявлениями и необходимым пакетом документов. 20 марта 2019 года она получила два письменных отказа в предоставлении ей названных государственных услуг. При этом отказ в предоставлении компенсации ничем не мотивирован, а отказ в предоставлении субсидии сделан со ссылкой на наличие в имеющихся документах расхождений в дате рождения ее покойного супруга. В силу действующего законодательства она имеет право на предоставление ей субсидий и компенсации, а отказ ответчиков в этом является незаконным. Просила признать незаконным решение от 15 февраля 2019 года ОГКУСЗН Ульяновской области об отказе в предоставлении ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также решение Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске – об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать с 1 января 2019 года ОГКУСЗН Ульяновской области предоставить ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске – компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ефимова Т.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Считает, что в силу действующего законодательство государственный орган в порядке межведомственного взаимодействия обязан проверить полноту и достоверность представленных ею документов. Со своей стороны она собрала все документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении ей субсидий и компенсации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ефимова Т.Н., *** года рождения, является собственником квартиры ***.
По данному адресу Ефимова Т.Н. зарегистрирована с 14 марта 1995 года и проживает одна.
8 февраля 2019 года Ефимова Т.Н. путем подачи заявления и документов через областное государственное казенное учреждение «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных слуг в Ульяновской области» (далее – МФЦ) обратилась за предоставлением государственных услуг по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и по назначению и выплате отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением ОГКУСЗН Ульяновской области № 01/783 от 15 февраля 2019 года Ефимовой Т.Н. отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ввиду расхождения между документом, удостоверяющим личность (паспорт), свидетельством о заключении брака и свидетельством о смерти Е*** А.Ф., *** года рождения.
Решением ОГКУСЗН Ульяновской области № 01/782 от 15 февраля 2019 года Ефимовой Т.Н. отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по причине отсутствия у истца права на данную услугу.
Полагая отказ в предоставлении названных государственных услуг незаконным, Ефимова Т.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, представленные Ефимовой Т.Н. для назначения субсидий и компенсаций документы содержали расхождения в части даты рождения ее покойного супруга: в паспорте истца указано о заключении ею брака с Е*** А.Ф., *** года рождения, тогда как в свидетельстве о смерти Е*** А.Ф. указан *** год в качестве года его рождения.
При этом суд первой инстанции указал, что истцом не были представлены ответчику все документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении государственных услуг.
Однако данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, сделан без учета фактических обстоятельств дела, что в силу ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Частью 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют в том числе собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 ст. 159).
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 данного Кодекса (часть 4 ст. 159).
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 ст. 159).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 данного Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 ст. 159).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 ст. 159).
Частью 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 данного Кодекса (часть 2 ст. 160).
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 ст. 160).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Пунктом 8 названных Правил определен перечень документов, которые гражданин, претендующий на получение субсидий, представляет в уполномоченный орган по месту постоянного жительства одновременно с заявлением о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства.
Пунктом 10 Правил запрещено требовать от граждан документы, не предусмотренные данными Правилами.
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41).
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 Правил (пункт 42).
При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (пункт 44).
Материалами дела подтверждено и стороной ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспаривалось, что Ефимовой Т.Н. были представлены все документы по перечню, установленному Правилами.
Категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, а также порядок и условия ее предоставления устанавливает Закон Ульяновской области от 19 декабря 2007 года № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций и расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 217-ЗО).
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области № 217-ЗО право на компенсацию имеют в том числе одиноко проживающие неработающие пенсионеры нетрудоспособного возраста.
Статья 4 Закона Ульяновской области № 217-ЗО устанавливает порядок предоставления компенсаций.
Так, гражданам, имеющим в соответствии с данным Законом право на компенсацию, предоставляется одна компенсация на жилое помещение, в котором они постоянно проживают. Компенсация предоставляется сроком на шесть месяцев при условии отсутствия у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо заключения и (или) выполнения ими соглашений о ее погашении (часть 1 ст. 4).
При представлении документов, предусмотренных частью 5 данной статьи, с 1-го по 15-е число месяца компенсация предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до последнего дня месяца - с 1-го числа следующего месяца (часть 2 ст. 4).
Часть 5 ст. 4 Закона Ульяновской области определяет перечень документов, на основании которых предоставляется компенсация. При этом отмечено, что клиентская служба не вправе требовать представления документов, не указанных в ч. 5 ст. 4.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсаций и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой компенсации и субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии именно уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таких доказательств в ходе судебного разбирательства по настоящему спору стороной ответчика не было представлено.
Из представленных истцом документов, в том числе справки формы 8, копии паспорта; копии свидетельства о заключении брака с исправлениями года рождения супруга истца Е*** А.Ф. с *** года на *** год, официально внесенными и заверенными органом ЗАГС; копии свидетельства о смерти Е*** А.Ф. можно было сделать вывод о составе семьи истца.
Утверждения ответчиков об обратном несостоятельны.
Таким образом, решения ответчика об отказе истцу в предоставлении компенсаций и субсидий на основании заявления от 8 февраля 2019 года нельзя признать законными.
Из документов, представленных ОГКУСЗН Ульяновской области в суд апелляционной инстанции, следует, что с учетом уровня дохода по состоянию на день обращения Ефимовой Т.Н. она, как собственник жилья, имела право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области как одиноко проживающий неработающий пенсионер нетрудоспособного возраста.
Согласно Уставу ОГКУСЗН Ульяновской области (пункт 2.3.5) к компетенции последнего отнесено предоставление государственной услуги как по назначению и выплате отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, так и по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене; исковые требования Ефимовой Т.Н. к ОГКУСЗН Ульяновской области - частичному удовлетворению; надлежит обязать ОГКУСЗН Ульяновской области предоставить Ефимовой Т.Н. компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за период с 1 февраля по 31 июля 2019 года, субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 февраля по 31 июля 2019 года, признав незаконными решения от 15 февраля 2019 года № 01/782 и № 01/783.
Оснований для назначения истцу требуемых компенсаций и субсидий с 1 января 2019 года не имеется, так как отсутствует документальное подтверждение факта обращения истца за ними в январе 2019 года.
Таким образом, в удовлетворении остальной части требований Ефимовой Т.Н., а также в иске к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске Ефимовой Т.Н. следует отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Ефимовой Татьяны Николаевны к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать незаконными решения от 15 февраля 2019 года № 01/782 об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и № 01/783 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области предоставить Ефимовой Татьяне Николаевне компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за период с 1 февраля по 31 июля 2019 года, субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 февраля по 31 июля 2019 года.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске Ефимовой Татьяне Николаевне отказать.
Председательствующий
Судьи