Федеральная антимонопольная служба во исполнение пункта 49 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2019 году, утвержденного приказом ФАС России от 18.04.2019 N 477/19, подготовила и направляет для использования в работе территориальных органов ФАС России настоящие разъяснения по вопросу правомерности и соответствия антимонопольному законодательству взимания комиссий банками при оплате жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время прием и перевод денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть осуществлен рядом хозяйствующих субъектов, в частности, кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи.

При обращении физического лица в кредитную организацию в целях перевода денежных средств в счет оплаты каких-либо услуг данная кредитная организация оказывает такому гражданину одну из банковских операций, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

При этом согласно статье 29 указанного закона комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Как следует из части 17 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

Кроме того, законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг, вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

При этом в настоящее время существует практика включения в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов физических лиц - потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.

Такие договоры, как правило, заключены с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и содержат условие о невзимании платы за внесение платежей с потребителей коммунальных услуг. Соответственно, потребители коммунальных услуг обращаются в такие организации, поскольку в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение платежей за коммунальные услуги.

В связи с этим необходимо отметить, что 5 сентября 2019 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 1164 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности <1>, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

--------------------------------

<1> В сферах: водоснабжения и водоотведения; газоснабжения; обращения с твердыми коммунальными отходами; теплоснабжения; электроснабжения.

 

Указанное постановление вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования - в сентябре 2020 года. С этого момента платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, будут оплачиваться потребителями коммунальных услуг непосредственно в этих банках и организациях.

Подробные разъяснения по применению указанного запрета будут направлены в территориальные органы ФАС России дополнительно.

Отдельно необходимо отметить, что положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлены способы формирования фонда капитального ремонта и порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на счете регионального оператора, то следует отметить, что согласно части 3 статьи 180 Жилищного кодекса региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса.

На основании указанной нормы было принято Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 454, в соответствии с пунктами 17 и 72 которого договор банковского счета, заключаемый региональным оператором с российской кредитной организацией, являющейся победителем конкурса, должен содержать:

- условие об отсутствии платы за оказание услуги по открытию банковского счета и обслуживанию такого счета, об отсутствии платы за проведение безналичных операций (в том числе на счета другой кредитной организации) по счетам и за предоставление информации, включающей выписки, справки и иные документы, касающиеся движения средств, находящихся на банковском счете, и об отсутствии комиссионного вознаграждения (платы) при приеме взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме у собственников помещений обособленными подразделениями российской кредитной организации и (или) платежными агентами, банковскими платежными агентами, с которыми у российской кредитной организации - победителя конкурса заключены соглашения о приеме платежей по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме без комиссионного вознаграждения (платы);

- обязательство российской кредитной организации обеспечить наличие своих обособленных подразделений и (или) платежных агентов, банковских платежных агентов, с которыми у российской кредитной организации - победителя конкурса заключены соглашения о приеме платежей по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме без комиссионного вознаграждения (платы), в каждом муниципальном образовании (части территории муниципального образования), указанном в извещении о проведении конкурса, из расчета не менее одного обособленного подразделения (платежного агента, банковского платежного агента) на каждые 50 тысяч жителей. В случае если в муниципальном образовании проживает менее 50 тысяч жителей, в таком муниципальном образовании должно быть обеспечено наличие одного обособленного подразделения (платежного агента, банковского платежного агента).

При этом ФАС России обращает внимание, что иных обязанностей региональных операторов обеспечивать возможность для граждан оплачивать без взимания комиссионного вознаграждения взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в законодательстве Российской Федерации не было выявлено.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете возможность для граждан оплачивать без взимания комиссионного вознаграждения взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в каких-либо организациях, осуществляющих прием и перечисление денежных средств в счет оплаты соответствующих услуг, законодательством Российской Федерации также не предусмотрена.

При этом законодательство Российской Федерации также не предусматривает каких-либо ограничений в части возможности оплаты гражданами коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт, путем наличных и безналичных расчетов в любой выбранной гражданами кредитной организаций, почтовыми переводами или путем внесения платы через платежных агентов.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, включая установление монопольно высокой цены, установление финансовой организацией необоснованно высокой цены финансовой услуги.

Под необоснованно высокой ценой финансовой услуги согласно пункту 12 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

Доминирующим положением, как установлено частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Для квалификации тех или иных действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые границы товарного рынка, в том числе с учетом взаимозаменяемости товаров (услуг) на этом рынке и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке хозяйствующего субъекта и его конкурентов, а также общие условия обращения на товарном рынке товара (услуги), в связи с реализацией которого в действиях хозяйствующего субъекта усматриваются признаки соответствующего нарушения.

При этом следует отметить, что определяемые при проведении соответствующего анализа границы товарного рынка могут различаться и, в частности, географически быть ограничены территорией отдельного населенного пункта или субъекта Российской Федерации.

Ввиду изложенного одни и те же действия хозяйствующего субъекта могут нарушать статью 10 Закона о защите конкуренции на одной территории, если в ее пределах данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, однако при этом не нарушать указанного запрета на другой территории, если в ее пределах этот хозяйствующий субъект доминирующего положения не занимает.

Поэтому определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и признаков злоупотребления таким положением осуществляется преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в Условиях признания доминирующим положения кредитной организации и Правилах установления доминирующего положения кредитной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409.

ФАС России выражает готовность оказать любую методическую поддержку и содействие. По вопросам в части проведения анализа состояния конкуренции на рынках финансовых услуг сотрудники территориальных органов ФАС России могут обращаться в Управление контроля финансовых рынков ФАС России.

 

А.Б.КАШЕВАРОВ