Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Г.Б. Щербины,

установил:

1. Гражданка Г.Б. Щербина оспаривает конституционность абзаца второго пункта 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее также - Правила), согласно которому в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к данным Правилам.

Как следует из представленных материалов, Г.Б. Щербина является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном в городе Воронеже, и зарегистрирована в ней по месту пребывания с мая 2018 года по май 2023 года. Поскольку в указанной квартире Г.Б. Щербина проживает не круглогодично, она обратилась в управляющую организацию с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, но получила отказ.

Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 8 октября 2019 года, оставленным без изменения определениями Мурманского областного суда от 21 июля 2021 года и Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2021 года, соответствующие исковые требования Г.Б. Щербины к управляющей организации оставлены без удовлетворения. При этом суды указали, что согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 февраля 2019 года N 29 "О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов" размер указанной платы определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148.30 Правил и формулой 9.4 приложения N 2 к данным Правилам. По мнению судов, действующее законодательство не устанавливает порядок перерасчета указанной платы в случаях, когда она исчисляется исходя из общей площади жилого помещения, поэтому такого рода перерасчет возможен лишь при условии ее исчисления исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В передаче кассационной жалобы Г.Б. Щербины на упомянутые судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2021 года, оснований для несогласия с которым не усмотрел заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, о чем заявительница была уведомлена письмом от 28 февраля 2022 года.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2020 года Г.Б. Щербине отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 148.30 Правил, а определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2020 года - в удовлетворении заявления о разъяснении указанного решения. При этом Верховный Суд Российской Федерации констатировал, что оспариваемое заявительницей нормативное положение не устанавливает порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, но вместе с тем, ссылаясь на пункт 148.44 Правил, указал, что при временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении такой перерасчет осуществляется в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

По мнению Г.Б. Щербины, абзац второй пункта 148.30 Правил не соответствует статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку исключает возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случаях, когда эта плата исчисляется исходя из общей площади жилого помещения, и тем самым ставит граждан, которые на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют оплату данной коммунальной услуги с применением именно такого способа определения размера соответствующей платы, в неравное положение по сравнению с гражданами, которые вносят плату за указанную коммунальную услугу, исчисляемую исходя из количества лиц, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

2. Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, коммунальных услуг, обеспечивающих удовлетворение их жизненных потребностей в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.

Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), которое в силу статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленной ему дискреции, принял Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором разграничил полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области жилищных отношений и отнес установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также порядка расчета и внесения такой платы к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12).

При этом, закрепив непосредственно в Жилищном кодексе Российской Федерации обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и возложив данную обязанность в том числе на тех, кто является собственником такого помещения (с момента возникновения права собственности на него), федеральный законодатель включил в структуру платы за коммунальные услуги плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 153, пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154).

Данный Кодекс в качестве общего правила предусматривает расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157). В то же время согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые также утверждаются Правительством Российской Федерации.

Более того, в силу части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются и правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.

Делегировав Правительству Российской Федерации полномочия по установлению как правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, так и порядка осуществления права граждан на перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг при временном отсутствии их в жилом помещении, федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), и одновременно исходил из того, что Правительство Российской Федерации, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, при принятии в порядке делегированного регулирования нормативных актов, регламентирующих предоставление коммунальных услуг, не может действовать произвольно, - оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства и справедливости, в силу которых ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг обусловливаются защитой конституционно значимых ценностей, включая достойную жизнь и свободное развитие человека, а также право каждого на благоприятную окружающую среду (статьи 7, 42 и 58 Конституции Российской Федерации). Осуществляемое при этом правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания конкретных нормативных положений или системы норм, находящихся в очевидной связи. Федеральный же законодатель, определяя нормотворческую компетенцию Правительства Российской Федерации и задавая общие рамки ее реализации в конкретной сфере, должен максимально возможным образом обеспечить соответствие вводимого регулирования указанным требованиям (постановления от 10 июля 2018 года N 30-П, от 20 декабря 2018 года N 46-П и от 27 апреля 2021 года N 16-П; определения от 24 ноября 2005 года N 510-О, от 12 ноября 2008 года N 975-О-О, от 1 октября 2009 года N 1099-О-О и др.).

3. Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые относят к коммунальным услугам в том числе услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (абзац девятый пункта 2), регламентируют порядок ее предоставления, расчета размера платы за нее (раздел XV.1), а также порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении (раздел VIII).

3.1. Под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии с Правилами расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148.30), т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов, если закон субъекта Российской Федерации наделяет последних соответствующими полномочиями (абзац пятнадцатый статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"; пункт 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269).

Между тем в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам (абзац второй пункта 148.30 Правил). При таком способе исчисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр - общая площадь жилого помещения. В то же время формула 9.2 приложения N 2 к Правилам - так же как и формула 9.1 - включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 4.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148.30 Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148.30 Правил, т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении.

Приведенное правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного - отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила - способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителям в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов. Сам же по себе данный способ расчета платы согласуется со спецификой этой коммунальной услуги, исключающей - в современных условиях становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами - возможность точного установления объема ее индивидуального фактического потребления гражданами, проживающими в жилых помещениях многоквартирных домов, а потому направлен на обеспечение баланса прав и законных интересов субъектов отношений в указанной области.

3.2. Вместе с тем в случаях, когда в конкретном муниципальном образовании введена система раздельного накопления твердых коммунальных отходов, абзац третий пункта 148.30 Правил предусматривает особый порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - в соответствии с формулами 9.3 и 9.4 приложения N 2 к Правилам соответственно. По смыслу данного нормативного положения в его взаимосвязи с абзацем вторым того же пункта при раздельном накоплении сортированных отходов, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 9.4 приложения N 2 к Правилам, которая - в отличие от формулы 9.2 - включает не норматив накопления твердых коммунальных отходов, а объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период.

Применение именно этого порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области "О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов", который, как следует из его преамбулы и пункта 1, был издан в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов и в целях недопущения существенного роста платы граждан за коммунальную услугу по обращению с такого рода отходами.

Таким образом, ввиду того что расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежащей внесению собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах на территории городского округа город Воронеж (к числу указанных лиц относится и Г.Б. Щербина), осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 148.30 Правил и формулой 9.4 приложения N 2 к Правилам (т.е. на основании объема вывезенных контейнеров), оспариваемый заявительницей абзац второй пункта 148.30 Правил, который предусматривает определение размера платы за названную коммунальную услугу в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам (т.е. на основании норматива накопления твердых коммунальных отходов) и не регулирует отношения, связанные с перерасчетом этой платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не может рассматриваться как нарушающий ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербины Галины Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин