АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе ч. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Если в рамках исполнения основного обязательства продавец (исполнитель) оказал дополнительные платные услуги, не заручившись письменным согласием на то потребителя, последний вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей, являются ничтожными (п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Помимо гражданско-правовой ответственности, компания и ее должностные лица (исполнитель) могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение прав потребителей.
Так, ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за навязывание потребителю платных услуг, к числу которых относятся следующие действия:
- навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения ему до заключения основного договора приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг);
- включение в договор условий, которые обусловливают приобретение основных товаров (работ, услуг) обязательным приобретением дополнительных, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров.
За указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа:
- должностное лицо или ИП - от 2 000 до 4 000 рублей
- юридическое лицо - от 20 000 до 40 000 рублей.