Некоторые права потребителей, закреплённые в законодательстве:

  • Право на безопасность товара, работы или услуги. Потребитель имеет право на то, чтобы товар или услуга при обычных условиях использования или хранения были безопасны для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества потребителя.
  • Право на качество товара, работы или услуги. Продавец или исполнитель обязаны передать покупателю товар или услугу, качество которых полностью отвечает условиям договора.
  • Право на информацию о товарах, работах или услугах. Продавец или исполнитель обязаны дать покупателю всю исчерпывающую и достоверную информацию о товаре или услуге, чтобы он мог сделать правильный выбор.
  • Право на возмещение ущерба. При нарушении прав потребителя продавец или исполнитель несёт ответственность, предусмотренную законом или договором, и должен возместить ущерб, неустойку, пени или оплатить штраф.
  • Право на компенсацию морального вреда. Размер компенсации определяет суд.

За защитой прав потребителей можно обратиться в следующие инстанции:

  • Роспотребнадзор. Федеральная служба, которая контролирует соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей. Обратиться можно онлайн через официальный сайт или лично в территориальное отделение региона.
  • Общество защиты потребителей. Некоммерческие организации, которые помогают гражданам отстаивать свои права. Они предоставляют бесплатные консультации, помогают составить претензии и даже представляют интересы потребителей в суде.
  • Суд. Если досудебное урегулирование спора не принесло результатов, можно обратиться в суд. Потребительские споры рассматриваются в мировых или районных судах в зависимости от суммы иска.

Законодательные акты

Основной документ, регулирующий защиту прав потребителей в России, — Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Также нормы о защите интересов покупателей закреплены в Гражданском кодексе РФ.